О наследии Карла Густава Юнга

В последние годы наблюдается новая тенденция интереса к психоанализу, в том числе к родственному течению глубинной психологии – юнгианству.
Карл Густав Юнг (26 июля 1875 – 6 июня 1961) – швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии — «Аналитической психологии».
Аналитическая психология получила широкое распространение в нашей стране. На сегодняшний день многие знакомы с работами основателя аналитической психологии – К. Юнгом. Он являлся одним из талантливейших учеников З. Фрейда, продолжателем идей мэтра психоанализа. Но именно развитие психоаналитических воззрений привело К. Юнга к их критике, а затем и к разрыву с З. Фрейдом, который был сложным испытанием для них обоих.

На основе своих исследований К. Юнг предложил собственную схему строения человеческой психики. Он писал, что человеческая душа подобна айсбергу – лишь малая ее часть видна на поверхности, а большая – скрыта в глубинах бессознательного.
Центральное понятие К. Юнга — это «Коллективное бессознательное». Он отличает его от «Личностного бессознательного», куда входят, прежде всего, вытесненные из сознания представления, все то, что было подавлено или позабыто. Этот темный двойник нашего «Я» был назван К. Юнгом «Тень». «Тень» – это скрытые переживания и мысли о самом себе, содержащиеся в бессознательном.
«Коллективное бессознательное» является итогом жизни рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика.
Женскую часть в личности мужчины К. Юнг назвал «Анима», мужскую часть в личности женщины – «Анимус».
Гармоничный внутренний союз мужского и женского начал личности К. Юнг назвал «Сакральным браком».

«Архетипами» К. Юнг считал когнитивные образцы «коллективного бессознательного». Он писал: «…В чистом виде архетип… не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания (архетипические образы) стоят в опыте сновидений и мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует».
«Архетипы», выделенные К. Юнгом: «Тень», «Анима», «Анимус», «Старый мудрец», «Великая Мать», «Фея», «Ведьма» «Королева» и др.
Причем, «Великая Мать» — это общий архетипический образ, выделенный из коллективного культурного опыта. Теория архетипов привела К. Юнга к гипотезе о том, что влияние, которое оказывает мать на своего ребенка, не обязательно исходит от нее самой как личности и ее характера. Младенец неосознанно организовывает опыт ранней уязвимости и зависимости от матери, вокруг позитивных и негативных полюсов.

То, что человек ежедневно предъявляет миру в общении с другими – это его «Персона» (маска), с ней, чаще всего, отождествлено его Эго. Путь самопознания, движение от Эго к «Самости» К. Юнг назвал «Индивидуализацией», «Самостью» — глубинное ядро личности, наделяющее жизнь смыслом.
Таким образом, взгляды Карла Густава Юнга имели огромное значение не только в становлении психологии как науки в целом, но также способствовали рождению нового метода – аналитической психологии, которая в свою очередь, стала праосновой символдрамы и инициационной терапии мужской и женской зрелости.

o_1

Выживаю я!

Мне опостылел этот город,
Его слепая суета,
Несутся все на колесницах,
По сути – просто в никуда…

 
Вот с такого эпиграфа, хотелось бы начать размышления о том, почему мы находимся не в «жизни», а в «выживании».
Как много людей, имея престижную работу, достойный заработок, хороший дом, семью, ежегодный отдых в санатории чувствуют, что являются участниками гонки. Гонки – за выживание!
Остановиться, отдышаться, посмотреть по сторонам, а вокруг — пустота, как только нет рабочего процесса и суеты …

«Знаем, как выжить, но не знаем, как жить». (Джордж Карлин)

Как-то довелось мне общаться с одной интересной женщиной. Казалось бы, у нее есть все: любимая работа, семья, хорошие жилищные условия, авто, отдых заграницей, но… Она поведала мне, что все время чего-то ждет, тревожится за все, ничего не успевает. Почему так? И это не единичный случай на моей памяти.
Если вспомнить пирамиду А. Маслоу, то на первой ступени располагаются физиологические потребности – в еде, воде, сне, сексе и так далее. На второй ступени находятся потребности в безопасности – иметь кров, защиту, не чувствовать страх. Без удовлетворения этих «необходимостей» выжить человеку проблематично, так как перечисленные потребности являются базовыми. Но, как наслаждаться тем, что имеешь? Если с одной стороны, находишься в постоянной гонке, с другой – испытываешь страх, если остановлюсь – «мир рухнет»!

Хотелось бы разобраться, почему, имея все, мы не чувствуем радости и удовлетворения?
Признаки, по которым можно определить, что вы находитесь не в «жизни», а в «выживании»:
• «Тебя не радует весна и пенье птах…», как поется в песне. Если вы не способны быть в настоящем моменте времени и наслаждаться им, находить в нем что-то хорошее, и все время чего-то ждете (лета, зимы, отпуска, переезда и т.д.). Конечно, я не имею в виду ситуации острого горя или времени больших трудностей.
Ведь, на самом деле, мы повсюду окружены чем-то прекрасным. Задумайтесь, как давно вы наблюдали за закатом, обращали внимание на красивое здание, наслаждались видом природы, или смотрели как играют дети?
• если вы постоянно испытываете фоновую тревогу, по любому поводу волнуетесь и переживаете о работе, детях, предстоящих трудностях и так далее. Скорее всего, ничего дурного и не произойдет, но вы как будто боитесь и неосознанно ждете. В такой ситуации действительно невозможно расслабиться. Да и испытывая тревогу, разве можно чувствовать себя в безопасности?
• если в вашей повседневной жизни нет места творчеству. Особенно это важно для женщин, так как женщины, по природе своей, натуры чувственные и нам жизненно необходимо творить и украшать. Творчество – это любимое занятие, все, что приносит вам радость. Для мужчины – это может быть ремонт в доме, починка велосипеда, изделие, созданное своими руками, все, что душе будет угодно. Для женщины – вышивание, рисование, танцы, кулинария, дизайн собственного интерьера, любое увлечение, которое приносит радость и дает силы. Если в жизни человека нет места любимому занятию, то он может страдать от этого в прямом смысле слова.
• если вашими заветными желаниями стали сон и отдых. Когда вы чувствуете постоянную усталость, не можете восстановить силы за выходные или отпуск и заряда бодрости вам хватает ровно на один день, вас мало что радует, сил хватает только на работу и самые важные дела, можете не сомневаться – вы испытываете хроническое переутомление. И тогда, естественно, вам сложно ощущать легкость бытья.
По этим четырем критериям можно, на мой взгляд, определить – «живет» человек или «выживает».
Хотите ли вы что-то изменить, нуждаетесь вы в этом или нет, решать только вам.

maslou2

Как втянуться в работу после затяжных праздников?

Новогодние каникулы могут стать отличным временем для отдыха, путешествий, приятных событий, встреч и восстановления сил, что поможет начать новый год с вдохновением и бодростью.
Но чем же заняться, когда столько праздничных дней?

Полезны ли столько дней отдыха подряд?
Безусловно, если рационально распределить свое время и силы.
Задайте себе вопросы:
«как я хочу провести новогодние каникулы?», пофантазируйте, это может быть семейный отдых вдали от дома, чтение любимой книги за чашечкой чая, прогулки, встречи, все, что вам так хотелось сделать, но не хватало на это времени;
«что я могу реально сделать, чтобы мои планы на новогодние каникулы осуществились?», оцените свои силы и возможности, распределите свободное время.
Не нужно переедать, переусердствовать с алкоголем. На пользу пойдут прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна или спортзала, все, что поможет вам восстановиться после предпраздничной суеты и сложного трудового года.

Что делать, чтобы «захотеть» на работу?
Если следовать вышеупомянутым рекомендациям, то хорошо отдохнув и восстановив силы, вам захочется снова приступить к работе, если конечно, вам она по душе.

Наше настроение практически полностью зависит от нас самих. Поэтому важно заботиться о своем эмоциональном и физическом комфорте. Подумайте о чем-нибудь приятном для вас, послушайте любимую музыку, почитайте интересную книгу, проведите свободное время с пользой именно для себя.

Улучшит ли настрой на работу какая-нибудь еда или физические упражнения?
Безусловно, ежедневный рацион питания способен поднять настроение. Есть продукты с повышенным содержанием веществ, образующих серотонин – сыр, молоко, бананы, томаты, инжир, финики, соя способствуют поднятию настроения. Побалуйте себя любимым блюдом, но, конечно, во всем важна мера.
Физические упражнения так же пойдут на пользу. При физических нагрузках организм утомляется, может испытывать болевые ощущения и тогда в кровь выбрасываются эндорфины – гормоны счастья. А также, во время занятий спортом, снимается внутреннее напряжение, а значит высвобождается энергия.
Важно понимать, что после размеренного, продолжительного отдыха, организм перестроился на другой ритм жизни и нужно постепенно переходить в рабочий режим, с умеренными физическими и умственными нагрузками.

dominicana1

Я не хочу иметь ребенка!

В последнее время я все чаще слышу размышления о том, зачем нужны дети и почему некоторые семьи хотят родить ребенка, а другие – нет.
Конечно, с материнским инстинктом не поспоришь, и женщины, как правило, следуя ему, стремятся к рождению малыша. Для мужчины желание иметь ребенка также естественно, так как он ответственен за свой род и его  продолжением является появление потомства.
Соответственно, польза – на лицо, мужчина и женщина удовлетворяют свои инстинктивные потребности, это – во-первых, продолжается род человеческий, это – во-вторых.
Можно долго говорить о возможных социальных предпосылках нежелания иметь детей – недостаточное финансовое благополучие (отсутствие жилья, стабильной работы, высокого дохода и т.д.), чрезмерная занятость и так далее. Данный вопрос важен и деликатен, так как связан с социокультурными особенностями и мировоззрением семьи. Иногда, случается так, что пара  не «созрела» к рождению ребенка, не успела насладиться общением друг с другом, привыкнуть к привычкам и особенностям личности партнера.
Но, сейчас, хотелось бы разобраться в данном вопросе некасамо вышеупомянутых причин. Мы не будем брать во внимание гендерные различия, так как ниже обоснованные гипотезы прямо не связаны с полом человека.

Итак, почему некоторые люди не хотят иметь детей?

1. Человек не принимает свою детскую часть в личности.
Так часто случается, если ребенок не был желанным матерью, отцом или близкими родственниками. В том случае, если родители не занимали «взрослую» позицию по отношению к ребенку и ему пришлось повзрослеть раньше времени, а соответственно, его детство не было достаточно наполнено безусловной любовью матери и отца. В случае если мать была эмоционально холодна по отношению к малышу, он также испытывает растерянность, тревогу, чувство вины, так как думает что он плохой и поэтому его не любят, причем это происходит неосознанно. Систематические упреки, повышенный контроль родителей в сторону своего чада, нежелание принимать его как самостоятельную личность, могут порождать в ребенке комплексы, желая избавиться от которых, человек впоследствии постоянно будет доказывать, что он «хороший».
Таким образом, травмирующие воспоминания детства, вытесненные в бессознательное, не дают уже взрослому человеку принять как данность свое существование в мире и безусловную прелесть быть ребенком.

2. Есть потребность в наполненности «мужскими энергиями».
Что это значит? Если рассматривать личность человека, как три символических круга: в центре – детская часть, затем – женская часть, внешний круг – мужская часть, то можно предположить, что под защитой женщины (матери) ребенок чувствует себя комфортно, а женщина может дать эту «защиту» малышу, если мужчина делает ее счастливой. Эту схему также можно переложить и на личность человека. К. Юнг считал, что в личности женщины есть мужская часть (Анимус), а в личности мужчины – женская часть (Анима). Тогда, если человек испытывает потребность в защите, поддержке, благополучии, изобилии, стабильности или уже обладает всем этим, но ему кажется, что недостаточно (нужно больше), здесь можно говорить о том, что детская часть в личности недостаточно «напитана», а вышеперечисленные качества, обеспечиваемые, благодаря мужским энергиям, нуждаются в наполнении.
Естественным положением вещей в данной ситуации может быть нежелание иметь ребенка, с одной стороны, потому что «мне с самим собой недостаточно хорошо», с другой, как проекция собственных переживаний на будущего малыша.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что неразрешимых трудностей не бывает, и порой большая печаль, сквозь тернии, приводит нас к большой радости.

health

Метод «инициационная терапия мужской и женской зрелости»

Инициационная терапия м/ж зрелости – новый метод постюнгианского направления, возникший в 2000 г. в Ростове-на-Дону.
Авторы первоначальных основ метода – психологи Василец Татьяна Борисовна и Романова Наталья Валентиновна.
На сегодняшний день существуют различия в подходах соавторов к теории архетипического анализа и практике проведения инициаций мужской и женской зрелости. Таким образом, существуют два разных направления – подход Василец Т.Б. и подход Романовой Н.В.
В основе инициационной терапии м/ж зрелости (от лат. initiatio – переход, таинство, посвящение) лежит проживание индивидуальных и групповых инициаций, дающих возможность мужчинам и женщинам легко и увлекательно совершать восхождение по духовным ступеням мужественности и женственности.

80911

Взгляды Карла Густава Юнга получили широкое распространение в практике инициационной терапии м/ж зрелости.
Мы уже упоминали, что Юнг отмечал существование в психике человека есть двух начал – мужского и женского. Женское начало в личности мужчины он называл Анимой (Душа), мужское начало в личности женщины он называл Анимусом (Дух). Возможность духовного созревания «половинок» личности дает возможность достичь их гармоничного внутреннего союза, что обязательно найдет свое отражение во внешних изменениях – улучшаются любовные отношения, уходит чувство одиночества, страха, тревоги, устанавливается здоровая личностная автономия.
Взяв за основу теорию Юнга об «Аниме» и «Анимусе», в инициационной терапии м/ж зрелости разработана уникальная матрица-схема строения личности, получившая название Архетипическая мандала мужских и женских духовных функций. Она представляет наличие и взаимосвязи 7-ми мужских и 7-ми женских духовных функций-ступеней в личности человека любого пола, поднимаясь по которым, созревает мужественность и женственность, и этот путь вверх и есть путь к сакральному мужско-женскому внутреннему союзу. Сакральный союз мужского и женского начал личности на определенных этапах своего становления актуализирует могучий потенциал любого человека. Мужское и женское начала личности со-творят друг другу, образуя во внутреннем мире некий уникальный механизм, позволяющий «вырабатывать» энергии, необходимые во всех сферах жизни и деятельности.

В практике инициационной терапии м/ж зрелости активно используются как мотивы символдрамы, так и богатый инструментарий архетипических тем, созданных авторами и позже — специалистами в области иництерапии за 15 лет применения данного метода. За эти годы метод показал стойкий необратимый положительный эффект при работе с клиентами.

Иництерапия м/ж зрелости сегодня представлена двумя главными разделами – предварительной терапией, имеющей целью подготовку личности к инициационным нагрузкам в начале терапии, и – собственно инициационный подход к м/ж зрелости. В предварительной терапии используются как мотивы символдрамы, так и специальные архетипические темы.

123-1000x560

В арсенал предварительной терапии входят:
а) специальные мотивы символдрамы (особенно – ее первая ступень с ее ландшафтными мотивами «Цветок», «Дерево», «Луг», «Ручей», «Гора», «Дом» и «Опушка леса»);
б) так называемые «Отцовская» и «Женская» программы — более 150 тем, проживаемых в режиме направленного воображения, формирующих соответственно внутренний отцовский «стержень» личности и женский целебный потенциал личности;
в) самостоятельные инициации м/ж зрелости – упражнения для домашнего самоинициирования, которые являются для клиентов прекрасной возможностью позаботиться о своем психологическом состоянии. Самостоятельные инициации выполняются без участия психолога. Темы этих упражнений предлагаются специалистом тематически в зависимости от запроса клиента;
г) рисуночное самоинициирование – ежедневное рисование одного рисунка по темам «Отцовской» и «Женской» программ, включающее многообразие рисуночных техник;
д) рисуночные инициации по сказкам-матрицам «Курочка Ряба» (гармоничное зачатие», «Репка» (гармоничные роды), «Колобок» (сепарация мальчика от родителей), «Красная Шапочка» (сепарация девочки) и др.

В инструментарий инициационного подхода включены:
а) работа с базовыми (Ведьма, Амазонка, Гейша, Жена-Мать, Королева, Фея, Богиня/Разведчик, Защитник, Кормилец, Муж-Генерал, Король, Целитель, Творец) и дополнительными темами Архетипической мандалы мужских и женских духовных функций;
б) инициации-тренинги по сказкам и мифам, герои которых преодолевают препятствия на пути к счастливому союзу;
в) инициационная фильмотерапия;
г) архетипический самоанализ – умение самостоятельно проживать простые поддерживающие инициирующие образы;
д) архетипическая работа с парами.

0_19f50_c0389e03_XL

Также, очень важным является тот факт, что инициации м/ж зрелости работают глубинно и интенсивно, а сам метод не имеет аналогов по своей уникальности и простоте использования в работе с клиентами, благотворно влияет на эмоциональный фон, позволяет наладить отношения с представителями противоположного пола, а также способствует личностному росту человека.
Ни один известный мне до этого подход в психологии не давал столь быстрых и устойчивых результатов в налаживании гармонии любовных отношений. Имея в своей основе мощную теоретическую базу, ассимилируя ее с творческим подходом и нетривиальным видением отношений между мужчиной и женщиной, авторам метода иництерапии мужской и женской зрелости удалось создать «эликсир» счастливых отношений между мужчиной и женщиной, предоставить возможность человеку совершать увлекательные путешествия в свой внутренний мир за сокровищами, спрятанными в собственной душе, раскрыть свой потенциал и на практике доказать, что нет ничего невозможного на пути к своему счастью.

Таким образом, инициационная терапия мужской и женской зрелости очень мягкий и безопасный для себя и окружающих метод, позволяющий клиенту:

  • наладить отношения с противоположным полом, детьми, близкими;
  • достичь семейного благополучия;
  • избавиться от страхов, тревоги, чувства одиночества;
  • достигнуть желаемых целей;
  • обрести уверенность в себе;
  • осознать свое предназначение в мире;
  • раскрыть свои способности и таланты;
  • избавиться от психосоматических заболеваний и зависимостей;
  • стать счастливым человеком.

18730

Причины ранних беременностей

   Прежде чем говорить о психологических причинах ранних беременностей, необходимо внести ясность вопрос о том, какая беременность считается «ранней». Ранней беременностью в нашем обществе принято считать беременность, наступившую в возрасте от 13 до 18 лет, в некоторых источниках до 19 лет.

По данным Всемирной организации здравоохранения за 2012 год, каждый год становятся матерями порядка 16 миллионов девушек в возрасте от 15 до 19 лет и 2 миллиона младше 15 лет.

В некоторых случаях так происходит из-за недостатка внимания со стороны родителей или социального неблагополучия в семье.

Но главная причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии духовности в западной культуре. Дефицит моральных и нравственных ценностей, пропаганда вольного, если не сказать больше, поведения, формирование в нас общества «потребителей», заботящегося об обустройстве и чистоте квартир больше, чем о чистоте души, все это накладывает отпечаток, прежде всего на детях и на подростках.

В учебных заведениях мальчикам и девочкам преподают различные предметы, но не дают знаний о гендерной культуре поведения, культуре общения с противоположным полом. А ведь, практически у всех народов мира существовали, (у некоторых и сейчас существуют), инициации (посвящения, таинства), из девочек – в девушек, из мальчиков – в мужчин и т.д. Девочек обучали искусству быть женщиной, общаться с мужчиной, а, впоследствии, и с мужем, женским премудростям, ведению хозяйства и многому другому.

В современной западной культуре такие социальные институты практически утеряны, вот и получается, что девочка, толи, поддавшись инстинкту, толи, проявляя неудержимый интерес к одной из ипостасей «взрослой» жизни, начинает половую жизнь, не осознавая возможных последствий своих действий. И часто, ей некому объяснить, что сексуальные отношения – это слияние двух любящих душ, логическое, природно обусловленное, продолжение гармонии между мужчиной и женщиной.

KMO_090612_02001_1_t210

Наркомания как одна из форм аддиктивного расстройства личности, причины и психокоррекционная работа по методу символдрама

По данным телеканала РБК по состоянию на 9 августа 2013 года, Россия занимает первое место в мировом рейтинге по потреблению героина.

Наркологи утверждают, что эффективность лечения наркомании составляет 3 – 5 %. Это значит, что из 100 наркоманов, подвергшихся лечению, только 3 – 5 человек в дальнейшем перестанут принимать наркотики. По другим сведениям эффективность лечения больных наркоманией (годичная полная ремиссия) находится в пределах 5-15% от числа больных, обратившихся за медицинской помощью.

Чтобы понять насколько опасно и пагубно данное явление обратимся к вопросу: «что такое наркомания и как она влияет на личность и общество?».

Наркомания — это социально опасное психическое заболевание, в основе которого – неудержимое стремление индивида к искусственной стимуляции «зон комфорта» в центральной нервной системе путем приема тех или иных химических соединений. При наркомании происходит деформация, а затем и разрушение прежней системы мотивации, разрыв имевшихся ранее социальных связей и формируется противоправное поведение, характерными чертами которого являются готовность больного к любым поступкам, ради наркотического вещества и стремление вовлечь в наркоманию окружающих.

Наркомания наносит обществу огромный нравственный и материальный ущерб.

Употребление наркотиков ведет к импотенции, грубым нарушениям сексуальной сферы, невозможности иметь потомство. Так, 40% женщин из впервые поставленных на учет не имеют детей. Около 45% наркоманов мужчин никогда не состояли в браке, разводов среди наркоманов в 4,9 раза больше, чем среди остального населения. Средняя продолжительность жизни наркоманов 41—43 г.

Если в начале болезни отсутствие наркотика выражается расстройством психических функций: раздражительностью, подавленным настроением, неспособностью сосредоточиться, то затем появляются признаки нарушения физического состояния: потливость, сердцебиение, сухость во рту, мышечная слабость, дрожащие конечностей, бледность, расширение зрачков — так называемый абстинентный синдром. Он развивается, если наркотик не поступает в организм несколько часов. Это тягостное состояние сопровождается тяжелыми физическими и психическими расстройствами, в ряде случаев опасными для жизни.

Анализ клинических наблюдений показывает наличие характерного для наркоманов «синдрома финиша» (Яцков Л. П.): прекращение дальнейшего физического и психического развития (совершенствования личности). Отмечается утрата уже приобретенных к этому роковому рубежу знаний, умений, жизненного опыта, нравственных, этических и духовных ценностей, положительной установки на будущее. Таким образом, наркомания тормозит социальное, физическое и интеллектуальное развитие личности. Все остается в стороне: красота, физическое совершенство, любовь, дети, любимая профессия.

Причины возникновения наркомании.

Можно выделить некоторые группы факторов, способствующих развитию этого заболевания.

Социальная дезадаптация, проблемы в различных сферах деятельности, окружение.

Отдельно хотелось бы выделить взаимоотношения в семье, которые непосредственно накладывают отпечаток на особенности формирования личности. Запугивание, воспитание в стиле повышенной моральной ответственности, систематические упреки в сторону ребенка формируют личность с деструктом в позиции «Я», т.е. так называемая позиция «Я-». Личность с комплексом подобного рода может восполнять дефицит в позиции «Я» в том числе и деструктивными способами, одним из которых и является наркомания (подобно конструкции стула с надломленной ножкой, чтобы сохранить равновесие человек с личностной позицией «Я-» подобным образом ищет опору).

Об интересном наблюдении пишет М.Е. Литвак в своей книге «Как узнать и изменить свою судьбу», где взяв за основу предложение Э. Берна в описании характера («Я» — отношение к себе, «Вы» — отношение к близким, «Они» — отношение к людям вообще) и добавив еще одну позицию – «Труд» автор выделяет несколько типов личностных комплексов. Одним из таких комплексов является комплекс «Евгений Онегин» («Я+» «Вы+» «Они+» «Труд-»). Данный комплекс, по мнению автора, легче всего сформировать у привлекательного, интеллектуально развитого, способного ребенка сангвинического темперамента, посредством попустительского воспитания. Так вот, по утверждению  М.Е. Литвака судьбу такой личности можно определить практически с математической точностью. Первый вариант: к 28-30 годам у такой личности возникает депрессия с возможностью возникновения суицида, второй вариант: возникновение алкоголизма или наркомании.

Согласно психоаналитической теории З.Фрейда, травма на 1 (оральной) стадии психосексуального развития ребенка, которая начинается с рождения и длится до 2-го года, может сформировать в личности разного рода зависимости (например: курение, поцелуи, переедание, вербальная агрессия, чрезмерная разговорчивость). Это объясняется тем, что во время оральной стадии основным источником удовольствий младенца являются оральные ощущения (например, вкус, запах) и действия (сосание, глотание).

Исходя из вышеизложенной теории, можно выдвинуть гипотезу, что травма на оральной стадии развития ребенка, может привести к определенной зависимости, т.е. аддиктивному поведению уже в зрелом возрасте.

В настоящее время существует масса форм такого поведения. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, являются наиболее изученными проблемами, однако в последние годы приходится наблюдать клинически выраженные виды аддиктивных расстройств, при которых объектом пристрастия выступают курение, игра в карты, компьютерные игры, коллекционирование, работа (веркоголизм), наркоманическая (компульсивная) любовь.

Научно-практическое значение исследуемой проблемы определяется большим количеством больных наркоманией. Наряду с ростом заболеваемости продолжается констатация малой эффективности традиционных форм и методов лечения. В случае больных наркоманией недостаточно одного лишь внушения, ведущим здесь становится корректировка личности. Лица с наркотической зависимостью отражают общественное потребительское поведение: желать и иметь желаемое любой ценой. Интересен то факт, что вред, приносимый наркотиками, может вытесняться с помощью защитных психологических механизмов.

Наркоманы чувствуют себя изгоями. В этом отчасти виноват опыт, приобретенный ими в детстве. Помочь разобраться в себе, своей личности может модифицированный вариант психоанализа – символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия или Кататимное переживание образов). Посредством данного метода негативный детский опыт может быть лучше понят и уже это может помочь.

Таким образом, необходимость такой глубинно-ориентированной работы с этим особым контингентом больных ясно прослеживается, а также убедительно подтверждается примерами случаев работы с пациентами, страдающими наркозависимостью, где, прежде всего, использовался метод символдрама.

Существует зависимость между детским опытом первого года жизни ребенка и особенностями поведения взрослой личности существует некая зависимость.

Проживание символдраматических образов предполагает символический возврат в детство и контакт с матерью символической, в имагинативной форме. В результате пациент ощущает материнское тепло, внимание и любовь, которых, возможно, не хватало в детстве.

Доступность метода обоснована прекрасным развитием образно – чувственного мышления у наркозависимых больных.

В рамках данного подхода работу можно выстраивать следующим образом:

  1. Выявление особенностей личности (сбор анамнеза) через ассоциативные процессы и рисунки.

Для этого можно использовать такие мотивы как «Ручей», «Гора», «Дом», «Опушка леса», «Дерево», «Цветок», анализ рисунков и интерпретаций, которые сделал больной.

  1. Ресурсная подпитка личности на глубоком архаичном уровне. Для этого можно использовать такие мотивы как «Идеальный луг», «Мой луг», «Место, где мне хорошо», «На теплом пляже», «Согреться у камина», «Целебный источник». С помощью данных мотивов можно вывести личность к общему усилению организма, повышению настроения, появлению бодрости и уверенности в себе. На данном этапе работы необходимо сделать все, чтобы человек чувствовал себя защищенным, ощущал тепло и любовь, которыми он, возможно, был обделен в детстве.
  2. Проработка выявленных проблем. В каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход. На данном этапе необходимо использовать актуальные мотивы, т.е. те, которые эффективнее всего прорабатывают выявленные проблемы. Это могут быть мотивы «Слон», «Медведь», «Дом», «Опушка леса», «Гора».

На последних сеансах можно применить мотив «Строительство дома», который на символическом уровне предполагает построение новой личности.

Happy-Woman2

Причины подростковой наркомании

Причины, по которым подростки обращаются к наркотикам, могут быть разнообразными. Поводом может послужить социальная дезадаптация, проблемы в различных сферах деятельности, окружение (референтные группы).

Отдельно хотелось бы выделить взаимоотношения в семье, которые непосредственно накладывают отпечаток на особенности формирования личности. Запугивание, воспитание в стиле повышенной моральной ответственности, систематические упреки в сторону ребенка формируют личность с деструктом в позиции «Я», т.е. так называемая позиция «Я-». Подросток с комплексом подобного рода может восполнять дефицит в позиции «Я» в том числе и деструктивными способами, одним из которых и является наркомания.

Подобно конструкции стула с надломленной ножкой, чтобы сохранить равновесие подросток с личностной позицией «Я-» таким образом ищет опору. Отвечая на вопрос, почему именно подростки входят в группу риска нельзя забывать о том, что на особенности поведения личности в этом возрасте влияет множество факторов таких как пубертатный период (период полового созревания), появление чувства взрослости, обозначение границ личности. Таким образом, в подростковом периоде личность нуждается в особом бережном отношении и понимании, что делает «взрослеющего ребенка» отчасти уязвимым.

podrostok

Почему женщины терпят рукоприкладство со стороны мужа?

Причины могут быть психологическими и социальными. Социальные причины могут быть разными – финансовая несамостоятельность, неспособность позаботиться о себе или о детях, отсутствие поддержи со стороны, чувство стыда перед окружением, боязнь испортить репутацию себе или своей семье.

Но даже в социальных, кроются причины внутриличностные. Женщина, которая терпит рукоприкладство со стороны мужа, находится в позиции «жертвы», а в данной позиции, сложно заявить о себе или что-то поменять в своей жизни. Чаще всего такая женщина думает, что никому кроме мужа не будет нужна, что она не сможет без него жить, что несмотря ни на что «бьет – значит любит», и что она сама виновата в том, что подвергается насилию. И тогда, ко всему прочему возникает еще и чувство вины. В некоторых случаях женщина наивно полагает, что супруг изменится, что этого больше не произойдет и т.п., но, как правило, это лишь иллюзии.

Если физическое насилие в семье явно заметно и социально неодобряемо, то об эмоциональном насилии стали говорить совсем недавно. А между тем, эмоциональное насилие встречается ничуть не реже и последствия от него, могут быть более плачевными. Когда речь идет о том, что подавляется воля человека, навязываются образцы поведения и мышления, не учитываются его потребности, в более жестких формах это могут быть манипуляции, шантаж, оскорбления, желание «задеть за живое», тогда можно говорить об эмоциональном насилии. Конечно, конфликты случаются в каждой семье и бывают весьма полезны, но только в том случае, если пара в этой ситуации выходит на стратегию «сотрудничество», когда потребности мужа и жены удовлетворены и оба партнера услышали друг друга.

Но как все таки быть, если мужчина Вас бьет?

Прежде всего, разобраться в себе.

Женщина должна задать самой себе вопросы: «устраивает ли меня такое положение вещей?», «готова ли я прожить свою жизнь рядом с таким мужчиной?», «как чувствуют/будут чувствовать себя наши дети и какими они станут, вырастая в атмосфере насилия в семье?».

1762987

Я тревоги не боюсь — рисованием лечусь!

Актуальность темы обусловлена тем, что по оценкам экспертов, на протяжении жизни невроз тревоги перенес, чуть ли не каждый житель нашей планеты, и каждый второй страдает от тревоги в настоящий конкретный момент.

Человек может родиться с повышенной предрасположенностью к тревожности. Впоследствии, в результате неправильного воспитания, частых стрессов и общей неблагоприятной ситуации в жизни, он начинает тревожиться чаще и легче выходить из психологического равновесия.

Отдельно стоит упомянуть о так называемой «неадекватной» тревожности, которая не основана на объективных внешних предпосылках. Она выражается в спонтанном чувстве беззащитности, растерянности и страхе перед будущими событиями, при этом нельзя найти источник страха: никакие внешние обстоятельства недавнего времени не способствовали повышению уровня тревожности, но она, тем не менее, есть. В этом случае, безусловно, стоит искать корень проблемы в индивидуальном бессознательном человека.

Дело в том, что бессознательное – напрямую недоступная извне часть нашей личности, в которой заложены наши неосознаваемые желания и страхи. Когда неосознаваемое желание или страх начинает противоречить фактической жизненной ситуации индивида, вступает в силу механизм, напоминающий ему о необходимости изменить жизненную ситуацию и привести её в соответствие со своими желаниями или предпринять что-то в качестве защиты от страхов. Этот «механизм» и есть на первый взгляд необъяснимая тревожность, на самом же деле, корни её находятся в бессознательных психических процессах.

Следует знать, что «неадекватная» тревожность – это всегда симптом психического расстройства — невроза, а также средство и механизм, с помощью которого это расстройство развивается. Динамика такова – вначале тревога ослабляется за счет защитных механизмов – вытеснения, замещения, рационализации, проекции и др. На образование этих защит уходит много энергии, но возникновение хотя бы одной из форм приводит к возникновению другой. Рано или поздно потребности перестают удовлетворяться, и развивается невроз, но и сам невроз является защитной формой.

Чувство тревоги возникает всякий раз, когда под угрозой находится что-то значимое для бессознательного и для самого человека. В процессе развития личности, ценностями или значимыми вещами может стать всё, что угодно, они будут меняться в течение жизни и претерпевать модификации, этого не стоит бояться и нужно быть готовым к изменениям. Однако не каждый человек обладает гибкостью натуры. В этом случае личность будет цепляться за устаревшие ценности и жизненная ситуация будет всё больше и больше расходиться с установками бессознательного. Такие процессы являются деструктивными для психологического равновесия, потому что вызывают мощные волны тревожности.

Таким образом, тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Тревожность как устойчивое личностное образование, сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.

Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.

В эмпирических исследованиях различаются: тревога ситуативная – связанная с конкретной внешней ситуацией; тревога личностная – стабильное свойство личности.

Симптомы: слабость, головные и мышечные боли, боли в спине и пояснице, мышечные подергивания (обусловлены хроническим повышением мышечного тонуса), сердцебиение, перебои в сердце, чувство сдавливания и сжатия в груди, боли в сердце, ощущение нехватки воздуха, повышение артериального давления, дрожь, потливость, «мурашки», «гусиная» кожа, тошнота, диарея, боли в животе, сухость во рту.

Возникновение и закрепление тревожности личностной связано с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей еще в детском возрасте, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредуясь особенностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

Тревожность обнаруживает связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных личностей в нашей стране в последнее десятилетие.

Влияние тревожности на деятельность как свойство личности усиливается с возрастом.

Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

При этом главным из них, как и для других личностных образований, остается ориентация на выработку адекватных способов реализации и удовлетворения ведущих для каждой возрастной группы социогенных потребностей. Главным аспектом в психологической помощи является то, что она не имеет узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности. Однако при этом она должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые в каждом возрасте становятся специфичными для возникновения и закрепления тревожности как устойчивого образования.

Снятие ситуативной и личностной тревожности

Важнейшей составляющей в работе с тревожностью является психопрофилактика – непосредственная психологическая работа, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, в случаях неуспеха. И здесь на помощь приходят такие методы как аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, арттерапия, дыхательные упражнения, спорт (при занятии физическими упражнениями, адреналин, который попадает в кровь, направляется на выработку физической энергии).

Мне бы хотелось особое внимание уделить таким «экспресс-техникам» снятия тревожности как «прорисовывание» и «описание» тревоги.

Преимущества:

— эффективность – происходит освобождение от негативной энергии;

— полезность — снимается внутреннее напряжение;

— простота и доступность — не требуют особенных условий, затрат и средств, а также четко ограниченной периодики;

— относятся к техникам работы с бессознательным, что является самым результативным.

«Прорисовывание» тревоги.

Инструкция: «Вам предлагается прорисовать свою тревогу. Выбор средств неограничен (бумага, карандаши простые или цветные, краски любого вида и т.д.), временные рамки тоже. Сконцентрируйтесь и прорисуйте все детали своей тревоги: форму, цвет, особенности и т.д. Каждый раз, как только возникает тревога старайтесь ее тщательно прорисовывать».

Таким образом, посредством мелкой моторики, снимается напряжение и постепенно чувство тревоги угасает.

«Описание» тревоги.

Изначально техника использовалась в медицине для описания больными физической боли, затем была заимствована психологами.

Инструкция: «Вам предлагается описать свою тревогу с учетом всех деталей – размер, форма, цвет, температура, какова она на ощупь, как выглядит, какие ощущения и эмоции вызывает. Сконцентрируйтесь и напишите все как Вы чувствуете. Используйте технику в любой момент, как только возникает необходимость».

Пример из личной практики: девушка 24х лет обратилась с жалобой на повышенную тревожность. В ходе психодиагностической работы (цветовой тест М.Люшера, характерологический опросник К. Леонгарда) биографического метода и беседы выяснилось, что девушка обладает ситуативной и личностной тревожностью. Возникновение тревоги спонтанно, интенсивность высока, длительность от 10 мин. до нескольких часов. Каждый раз когда возникала тревога, ей предлагалось ее «прорисовать» и «описать». Что она и делала. Позже клиентка рассказывала, что как только начинала рисовать, спустя минуту-две тревога постепенно угасала. «Описание» тревоги оказалось также весьма эффективной техникой, по словам девушки, после этой процедуры она чувствовала спад напряжения, спокойствие и расслабление. Через несколько недель цветовой тест М. Люшера по шкале «тревожность» показывал «средний», а позже и «низкий» уровень тревожности.

Таким образом, тревожность – это сигнал о необходимости изменений. И если человек способен принять во внимание этот сигнал, все изменится к лучшему.

img 03667