О наследии Карла Густава Юнга

В последние годы наблюдается новая тенденция интереса к психоанализу, в том числе к родственному течению глубинной психологии – юнгианству.
Карл Густав Юнг (26 июля 1875 – 6 июня 1961) – швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии — «Аналитической психологии».
Аналитическая психология получила широкое распространение в нашей стране. На сегодняшний день многие знакомы с работами основателя аналитической психологии – К. Юнгом. Он являлся одним из талантливейших учеников З. Фрейда, продолжателем идей мэтра психоанализа. Но именно развитие психоаналитических воззрений привело К. Юнга к их критике, а затем и к разрыву с З. Фрейдом, который был сложным испытанием для них обоих.

На основе своих исследований К. Юнг предложил собственную схему строения человеческой психики. Он писал, что человеческая душа подобна айсбергу – лишь малая ее часть видна на поверхности, а большая – скрыта в глубинах бессознательного.
Центральное понятие К. Юнга — это «Коллективное бессознательное». Он отличает его от «Личностного бессознательного», куда входят, прежде всего, вытесненные из сознания представления, все то, что было подавлено или позабыто. Этот темный двойник нашего «Я» был назван К. Юнгом «Тень». «Тень» – это скрытые переживания и мысли о самом себе, содержащиеся в бессознательном.
«Коллективное бессознательное» является итогом жизни рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика.
Женскую часть в личности мужчины К. Юнг назвал «Анима», мужскую часть в личности женщины – «Анимус».
Гармоничный внутренний союз мужского и женского начал личности К. Юнг назвал «Сакральным браком».

«Архетипами» К. Юнг считал когнитивные образцы «коллективного бессознательного». Он писал: «…В чистом виде архетип… не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания (архетипические образы) стоят в опыте сновидений и мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует».
«Архетипы», выделенные К. Юнгом: «Тень», «Анима», «Анимус», «Старый мудрец», «Великая Мать», «Фея», «Ведьма» «Королева» и др.
Причем, «Великая Мать» — это общий архетипический образ, выделенный из коллективного культурного опыта. Теория архетипов привела К. Юнга к гипотезе о том, что влияние, которое оказывает мать на своего ребенка, не обязательно исходит от нее самой как личности и ее характера. Младенец неосознанно организовывает опыт ранней уязвимости и зависимости от матери, вокруг позитивных и негативных полюсов.

То, что человек ежедневно предъявляет миру в общении с другими – это его «Персона» (маска), с ней, чаще всего, отождествлено его Эго. Путь самопознания, движение от Эго к «Самости» К. Юнг назвал «Индивидуализацией», «Самостью» — глубинное ядро личности, наделяющее жизнь смыслом.
Таким образом, взгляды Карла Густава Юнга имели огромное значение не только в становлении психологии как науки в целом, но также способствовали рождению нового метода – аналитической психологии, которая в свою очередь, стала праосновой символдрамы и инициационной терапии мужской и женской зрелости.

o_1

Добавить комментарий