Я тревоги не боюсь — рисованием лечусь!

Актуальность темы обусловлена тем, что по оценкам экспертов, на протяжении жизни невроз тревоги перенес, чуть ли не каждый житель нашей планеты, и каждый второй страдает от тревоги в настоящий конкретный момент.

Человек может родиться с повышенной предрасположенностью к тревожности. Впоследствии, в результате неправильного воспитания, частых стрессов и общей неблагоприятной ситуации в жизни, он начинает тревожиться чаще и легче выходить из психологического равновесия.

Отдельно стоит упомянуть о так называемой «неадекватной» тревожности, которая не основана на объективных внешних предпосылках. Она выражается в спонтанном чувстве беззащитности, растерянности и страхе перед будущими событиями, при этом нельзя найти источник страха: никакие внешние обстоятельства недавнего времени не способствовали повышению уровня тревожности, но она, тем не менее, есть. В этом случае, безусловно, стоит искать корень проблемы в индивидуальном бессознательном человека.

Дело в том, что бессознательное – напрямую недоступная извне часть нашей личности, в которой заложены наши неосознаваемые желания и страхи. Когда неосознаваемое желание или страх начинает противоречить фактической жизненной ситуации индивида, вступает в силу механизм, напоминающий ему о необходимости изменить жизненную ситуацию и привести её в соответствие со своими желаниями или предпринять что-то в качестве защиты от страхов. Этот «механизм» и есть на первый взгляд необъяснимая тревожность, на самом же деле, корни её находятся в бессознательных психических процессах.

Следует знать, что «неадекватная» тревожность – это всегда симптом психического расстройства — невроза, а также средство и механизм, с помощью которого это расстройство развивается. Динамика такова – вначале тревога ослабляется за счет защитных механизмов – вытеснения, замещения, рационализации, проекции и др. На образование этих защит уходит много энергии, но возникновение хотя бы одной из форм приводит к возникновению другой. Рано или поздно потребности перестают удовлетворяться, и развивается невроз, но и сам невроз является защитной формой.

Чувство тревоги возникает всякий раз, когда под угрозой находится что-то значимое для бессознательного и для самого человека. В процессе развития личности, ценностями или значимыми вещами может стать всё, что угодно, они будут меняться в течение жизни и претерпевать модификации, этого не стоит бояться и нужно быть готовым к изменениям. Однако не каждый человек обладает гибкостью натуры. В этом случае личность будет цепляться за устаревшие ценности и жизненная ситуация будет всё больше и больше расходиться с установками бессознательного. Такие процессы являются деструктивными для психологического равновесия, потому что вызывают мощные волны тревожности.

Таким образом, тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Тревожность как устойчивое личностное образование, сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.

Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.

В эмпирических исследованиях различаются: тревога ситуативная – связанная с конкретной внешней ситуацией; тревога личностная – стабильное свойство личности.

Симптомы: слабость, головные и мышечные боли, боли в спине и пояснице, мышечные подергивания (обусловлены хроническим повышением мышечного тонуса), сердцебиение, перебои в сердце, чувство сдавливания и сжатия в груди, боли в сердце, ощущение нехватки воздуха, повышение артериального давления, дрожь, потливость, «мурашки», «гусиная» кожа, тошнота, диарея, боли в животе, сухость во рту.

Возникновение и закрепление тревожности личностной связано с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей еще в детском возрасте, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредуясь особенностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

Тревожность обнаруживает связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных личностей в нашей стране в последнее десятилетие.

Влияние тревожности на деятельность как свойство личности усиливается с возрастом.

Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

При этом главным из них, как и для других личностных образований, остается ориентация на выработку адекватных способов реализации и удовлетворения ведущих для каждой возрастной группы социогенных потребностей. Главным аспектом в психологической помощи является то, что она не имеет узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности. Однако при этом она должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые в каждом возрасте становятся специфичными для возникновения и закрепления тревожности как устойчивого образования.

Снятие ситуативной и личностной тревожности

Важнейшей составляющей в работе с тревожностью является психопрофилактика – непосредственная психологическая работа, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, в случаях неуспеха. И здесь на помощь приходят такие методы как аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, арттерапия, дыхательные упражнения, спорт (при занятии физическими упражнениями, адреналин, который попадает в кровь, направляется на выработку физической энергии).

Мне бы хотелось особое внимание уделить таким «экспресс-техникам» снятия тревожности как «прорисовывание» и «описание» тревоги.

Преимущества:

— эффективность – происходит освобождение от негативной энергии;

— полезность — снимается внутреннее напряжение;

— простота и доступность — не требуют особенных условий, затрат и средств, а также четко ограниченной периодики;

— относятся к техникам работы с бессознательным, что является самым результативным.

«Прорисовывание» тревоги.

Инструкция: «Вам предлагается прорисовать свою тревогу. Выбор средств неограничен (бумага, карандаши простые или цветные, краски любого вида и т.д.), временные рамки тоже. Сконцентрируйтесь и прорисуйте все детали своей тревоги: форму, цвет, особенности и т.д. Каждый раз, как только возникает тревога старайтесь ее тщательно прорисовывать».

Таким образом, посредством мелкой моторики, снимается напряжение и постепенно чувство тревоги угасает.

«Описание» тревоги.

Изначально техника использовалась в медицине для описания больными физической боли, затем была заимствована психологами.

Инструкция: «Вам предлагается описать свою тревогу с учетом всех деталей – размер, форма, цвет, температура, какова она на ощупь, как выглядит, какие ощущения и эмоции вызывает. Сконцентрируйтесь и напишите все как Вы чувствуете. Используйте технику в любой момент, как только возникает необходимость».

Пример из личной практики: девушка 24х лет обратилась с жалобой на повышенную тревожность. В ходе психодиагностической работы (цветовой тест М.Люшера, характерологический опросник К. Леонгарда) биографического метода и беседы выяснилось, что девушка обладает ситуативной и личностной тревожностью. Возникновение тревоги спонтанно, интенсивность высока, длительность от 10 мин. до нескольких часов. Каждый раз когда возникала тревога, ей предлагалось ее «прорисовать» и «описать». Что она и делала. Позже клиентка рассказывала, что как только начинала рисовать, спустя минуту-две тревога постепенно угасала. «Описание» тревоги оказалось также весьма эффективной техникой, по словам девушки, после этой процедуры она чувствовала спад напряжения, спокойствие и расслабление. Через несколько недель цветовой тест М. Люшера по шкале «тревожность» показывал «средний», а позже и «низкий» уровень тревожности.

Таким образом, тревожность – это сигнал о необходимости изменений. И если человек способен принять во внимание этот сигнал, все изменится к лучшему.

img 03667

Добавить комментарий